Компания Биварт


Перейти к содержанию

Главное меню:


Витраж: взгляд на историю через стекло

Витражи

Витражи: игра цвета и света

Известно, что любое помещение требует своего цветового наполнения. Мы привыкли, что эту функцию обычно несут обои, ковры, светильники, картины или панно. Мы хотим напомнить об еще одном элементе декора, который способен внести один из наиболее ярких и решающих акцентов в цветовой ансамбль – витраже. Еще наши предки знали, что в нем можно сконцентрировать практически неограниченное количество цветов и оттенков, необходимых для того, чтобы разнообразить самый скупой интерьер.

Слово «витраж» произошло от латинского «vitrum» – стекло. Витражами называют декоративные композиции из цветного стекла, создающие игру окрашенного света в интерьере. Для современных декоративных решений в интерьере мастера используют всевозможные приемы цветового наполнения помещений: обои, ковры, панно, картины, светильники и, конечно, витражи. Художественные витражи монтируют в оконные проемы и дверные полотна, створки ширм и столешницы, ими украшают абажуры и панно. Эффект преломления света зависит от фактуры стекла и рисунка. Грамотно выполненный витраж способен создать почти неотличимую от реальности иллюзию тепла в самый холодный и пасмурный зимний день.

История витражного искусства

Первое упоминание о витражном искусстве дошло до нас из Африки. Найденные там обломки древних витражей насчитывают пять с половиной тысяч лет. В Европе же древнейшие находки витражей были обнаружены на раскопках в Риме – им больше двух тысяч лет. Европейское витражное искусство того времени в отличие от Древнего Египта еще не знало способов обработки стекла – витражи изготовлялись из пластин алебастра и селенита. Действительно витражные окна впервые начали использоваться в VI веке – при строительстве храма Святой Софии в Константинополе. Средние века принесли в витражное искусство библейские и евангельские сюжеты. Стекольные полотна были только трех цветов – синего, красного и бесцветного. Элементы витражной мозаики скреплялись полосками свинцового профиля, спаянными между собой.

С расцветом готического искусства и архитектуры витражное мастерство достигло своей вершины. Во-первых, этому способствовал новый тип строительных конструкций храмов со смещенным центром тяжести, что позволило делать в стенах огромные окна. Во-вторых, в этот период обогатилась цветовая палитра стекла: например, стало возможным окрасить его с помощью серебра в желтый цвет. Высокие, направленные в небо узкие готические соборы расцвечивались колоссальными по размерами стрельчатыми окнами с цветными витражами. В витражах преобладали религиозные, аллегорические и политические сюжеты. Наиболее яркими примерами готического витражного искусства можно считать собор Парижской Богоматери, соборы Реймса, Амьена, Бурже.

Франция XII–XIII веков стала эпохой наибольшей популярности и расцвета витражного дела. Французские королевы Элеонора, Мари де Шампань и Бланка Кастильская приглашали для создания витражей своих ювелиров. До сих пор считается, что созданные ими, подобные драгоценным камням витражи являются лучшими во всем мире. Таинственный глубокий свет настраивал на особый лад прихожан соборов и храмов. Но во второй половине XIII века начался закат витражного искусства, обусловленный привнесенными в витражные техники росписями силикатными красками. Отдельные фрагменты витражного полотна становятся все мельче, мастера работают над созданием объемности изображаемых фигур. Новые веяния достигли и эпохи Возрождения: витраж понимался только лишь как роспись стекла на геральдические, исторические, куртуазные любовные сюжеты. И несмотря на то, что витражи можно увидеть почти во всех странах Европы того времени, например, в Вестминстерском аббатстве, они потеряли свою художественную аутентичную ценность. В эпоху барокко и классицизма витраж вообще относился к варварскому искусству готики и с презрением отвергался.

Новое дыхание витражное искусство получило в XIX веке – фирма английского покровителя художественных ремесел Уильяма Морриса открыла производство классического витража по старым средневековым технологиям. Эпоха модерна же возвела витраж в ранг монументальной живописи. В этот период американскими изобретателями Луи Комфорт Тиффани и Ля Фарж был открыт новый вид стекла и возможность спайки цветных стекол. Витражные поверхности стали выпуклыми и объемными, соединяя в себе мельчайшие песчинки стекла. ХХ век перенес витраж из области монументальной живописи в область декоративно-прикладного искусства. Новые технологии обработки стекла, спайки и склейки позволили раскрасить витражами любой интерьер.

Стекло

Чтобы выбрать подходящий именно вам витраж, необходимо знать, как и из чего он изготовлен. Ведь действительно дорогой и имеющий художественную ценность витраж вы не станете покупать готовым, его выполнят по индивидуальным эскизам профессиональные матера. Поэтому, прежде всего, необходимо знать, что из себя представляет материал, из которого потом выйдет произведение искусства, – а именно стекло.

В Средние века стекло считали сплавом драгоценных камней – так завораживало оно своей игрой света и пестрыми красками. Сейчас стекло удивляет разве что детей на морском побережье, вылавливающих в прибое отточенные волнами бутылочные осколки. Ассортимент стекла для витражного искусства просто огромен. Прежде всего, оно делится на две огромные группы – цветное и прозрачное. Обычное витражное цветное стекло и узорчатое стекло, выполненное с помощью нанесения рельефа, насчитывает огромное количество оттенков. Фактурное цветное стекло имеет еще более широкую палитру – около 250 основных цветов, из которых путем спекания разноцветных элементов получают бесчисленные оттенки. Отдельным видом можно выделить недавно появившееся так называемое живописное стекло. Оно настолько гармонично подобрано в сочетаниях фактура-цвет, что само по себе, без всякой обработки вызывает восхищение.
Следующим важным фактором при выборе стекла является его фактура. Стекло может быть как плоским, так и рельефным, толстым – 6-10 мм, тонким – 2 мм или смонтированным из огромных кусков. Особым видом фактурного стекла является гутное стекло. Такой материал содержит в себе воздушный пузырь, эффектно и каждый раз по-разному преломляющий свет.

Качество и характеристики стекла зависят от способа обработки. Стекло различается по технологиям обработки – термической, химической и механической. Нюансы цвета и формы варьируются от колебаний температуры и времени обжига. Очень важно, чтобы витраж выполнял опытный мастер – только он знает, как спаять витраж таким образом, чтобы за ночь стекло не потрескалось.


Назад к содержанию | Назад к главному меню